Нет никакой ложки. ([info]there_isnospoon) wrote,
@ 2006-05-23 10:32:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Current mood:thoughtful

тенденции
"Если ты делаешь что-либо два раза - это тенденция, а если больше двух - то уже система" - сказал мне как-то один знакомый при обсуждении темы, к данному постингу не имеющей никакого отношения настолько, что я даже не могу вспомнить, о чем вообще шла речь. Но фраза эта в память запала и я стал её думать - то есть, появилась тенденция к обдумыванию тенденций. Осмелюсь предложить вашему вниманию результаты этого обдумывания.

Прежде всего лезем в словарь иностранных слов. Словарь говорит следующее:

ТЕНДЕНЦИЯ - [от латин. tendo - напрягаю, направляю]

1. Мысль, идея, лежащая в основании какого-нибудь изложения, изображения и внушаемая (читателю, зрителю) логическими или художественными средствами.
2. Стремление, склонность, свойственное кому-чему-нибудь направление развития.


То есть, тенденция - это идея, направляющая наше внимание и вызывающая в нас стремление развивать себя ("развивать себя" вместо "развиваться" здесь не случайно: это еще большой вопрос - что именно происходит - мы ли развиваем идею или она развивает себя, захватывая наше внимание - скорее всего, это процесс сотрудничества сторон на добровольной основе). Если тенденция закрепляется, мы приобретаем склонность думать и действовать определенным образом и начинаем делать это систематически, в результате чего через некоторое время (и некоторое количество прилагаемых нами усилий) начинаем отождествляться с идеей - ведь мы уже вложились, "потратились", и она стала "нашей", а впоследствии и "нами". Чем больше времени и усилий мы затрачиваем, тем сильнее отождествление. Механизм прост и понятен.

Теперь, собственно, то, о чем хотел сказать.

К сожалению, в своей повседневной жизни мы склонны недостаточно серьезно относиться к тенденциям, искренне полагая, что всегда имеем выбор - делать или не делать, участвовать в каком-то процессе или выйти из него. Но это очень далеко от истины. В русском языке есть слово "баловство", означающее "легкомысленный поступок". Мы думаем, что можем безнаказанно баловаться, то есть, легко относиться к идеям, порождающим тенденции. Пример: попробовавший наркотик один раз имеет шансы не стать наркоманом - узнал, оценил ощущения, сделал выводы и вроде как больше не тянет. Поэтому кажется, что можно попробовать ещё раз (заметим, второй раз мы уже, строго говоря, не пробуем, а повторяем действие, чтобы снова достичь понравившегося эффекта, то есть, у нас уже сформировалось положительное впечатление, связка "действие-эффект" впечаталась в наше сознание) и ничего страшного не будет. Вторая попытка закрепляет тенденцию, а после третьей человек уже, как правило, становится наркоманом на... надолго - и должно произойти нечто экстраординарное (большие проблемы со здоровьем, катаклизмы в социальной жизни или какое-нибудь чудо), чтобы он сошел с этого пути.

Другой пример - на вид достаточно невинное действие, приводящее, тем не менее, к огромным потерям времени и сил - просмотр телесериалов. Это, если можно так выразиться, майя в майе, иллюзия в квадрате. "Подсесть на систему" очень просто - достаточно посмотреть пару серий подряд. Если одну, то еще ничего - мы, скорее всего, не успеем разобраться в перипетиях сюжета, особенно если будем смотреть телесериал не с начала - но если просидеть перед телевизором чуть дольше, то появится интерес, в уме начнут вырисовываться возможные сюжетные ходы-завязки-развязки, и в конце концов мы неизбежно окажемся втянутыми в игру, предложенную чужим сознанием, и не успокоимся, пока не доиграем её до финала
(а в финале мы обязательно проиграем и останемся ни с чем - потому что это не наша игра, мы на самом деле никак не участвуем в ней, являемся лишь наблюдателями, никоим образом не могущими повлиять на течение событий, которые происходят в этой псевдо-реальности). Подключая свой ум и чувства к иллюзии, мы теряем себя в потоке выдуманных событий и переживаем из-за вещей, не имеющих к нам никакого отношения, то есть, по сути, не живём, а становимся батарейками для чего-то совершенно постороннего и чуждого нашей истинной природе (ну как тут не вспомнить о красной таблетке!).

Душа (джива) относится к категориии татастха-шакти, пограничной энергии Бога и привлекается то Его внутренней (духовной) энергией, то внешней (материальной). Когда живое существо привлекается энергией, отделенной от Господа, его одолевает страх, и, так как теперь его сознание существует отдельно от Верховной Личности Бога, его понимание жизни извращается: вместо того, чтобы служить Богу, душа начинает действовать так, будто сама является Богом. Таким образом живое существо сначала становится соперником Бога, потом объявляет Его своим врагом, но, поскольку иметь такого могущественного и непобедимого врага очень больно для ложного Эго (а оно начинает формироваться в момент, когда происходит перенос внимания с духовной энергии на материальную), то через какое-то время душа предпочитает и вовсе забыть о Нём, в результате чего, окончательно упустив из вида главную цель, выдумывает себе тысячи второстепенных и полностью запутывается в круговороте рождений и смертей.

Мы все просто отвлеклись однажды и, пребывая в уверенности, что ничего страшного с нами все равно не случится (мы же вечны по своей природе) и решив, что в любой момент сможем вспомнить, кто мы на самом деле, стали играть в интересную игру, но заигрались до почти полной амнезии. И то сказать - попробуй не заиграться, когда тебе дают в распоряжение целую Вселенную (первое материальное рождение джива получает в форме Господа Брахмы)!... С развитием ложного Эго уровень осознанности понижался - оставив тело Брахмы, состоящее из чистого разума, мы спустились несколько ниже, неоднократно рождались на высших планетах, но, постепенно начиная искать наслаждение во все более плотных слоях материи, из жизни в жизнь желая не духовных вещей и сменяя тела в соответствии со своими желаниями, понемногу докатились до нашего нынешнего уровня - уровня, на котором материальных удовольствий и страданий примерно поровну - и наконец имеем возможность всё трезво взвесить и выбрать - поддерживать ли те тенденции, которые приведут нас обратно к Господу или продолжать деградировать, пытаясь наслаждаться материальной энергией в животных формах жизни. Фактически, воплощение в человеческом теле - это последний бастион разума, и если продолжать грешить сейчас, то дальше размышлять уже просто не получится - тела, которые мы получим в результате, на это просто не рассчитаны, они не в состоянии воспринимать духовные идеи, могущие создать у нас тенденцию выбирать Бога при малейшей возможности выбора.

Нужно быть очень осторожными в выборе направления своего внимания и, совершив ошибку один раз, не повторять её, не баловаться - даже если кажется, что в любой момент успеешь выскочить из ситуации, которую создал своими действиями, и убежать. Не успеешь. Каждый раз ты выбираешь - идти вперед или назад, и каждый раз на кону только один шаг, кажущийся таким маленьким и незначительным по сравнению со всем расстоянием, которое предстоит пройти. И можно было бы делать шаг вперед и два назад, или просто стоять, или подпрыгивать на месте, если бы не фактор времени. Ощущение того, что в нашем распоряжении вечность, совершенно справедливо - так оно и есть. Но у этих нас - тех, которые могут читать и писать, учиться, размышлять и применять свои знания - осталось очень немного времени и глупо его растрачивать, систематически занимаясь всякой чепухой. Материальная жизнь - безумный телевизор, транслирующий по всем каналам нечто красочное и увлекательное, но рано или поздно ток в розетке заканчивается потому что мы не можем больше платить за электричество - и тогда мы остаемся перед пустым серым экраном своих страхов и неиспользованных возможностей.

В общем, пока известно, что нужно делать - нужно брать и делать, а то неизвестно еще, когда будет известно в следующий раз. :)

О тенденциях на сегодня у меня всё. :)




(Post a new comment)


[info]bukama
2006-05-23 07:47 am UTC (link)
слава Джа, свободен от теле и, наверное, нарко зависимости, но зато вот сейчас сижу в жж, вместо того, чтобы готовиться к семинару. и это тенденция. каждый раз сажусь "проверить почту". и... ага, как же!
зато вас прочитал, как всегда порадовался. спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-05-23 07:51 am UTC (link)
Спасибо за то, что потратили на чтение свое время. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]burk
2006-05-23 07:51 am UTC (link)
ух..

"Материальная жизнь - безумный телевизор, транслирующий по всем каналам нечто красочное и увлекательное, но рано или поздно ток в розетке заканчивается..."
Интересное видение :)

А я сегодня читала о привычках. Ведь тенденции склонны перерасти в привычку и тогда разруливать ситуацию становится еще сложнее. Главное не запускать и не пускать на самотек.

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-05-23 07:53 am UTC (link)
Главное - не делать в третий раз того, что не стоило делать и первые два. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]burk, 2006-05-23 07:59 am UTC
(no subject) - [info]itiki, 2006-05-23 08:00 am UTC

[info]do4a
2006-05-23 07:51 am UTC (link)
начинаю понимать.

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-05-23 07:55 am UTC (link)
Спасибо большое. Продолжайте, пожалуйста. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]stara_evrejka
2006-05-23 07:54 am UTC (link)
Есть еще такая штука, как инерция. Чем дольше некто совершает ошибочное действие, тем сложнее ему изменить потом привычный ход вещей. Впрочем, я уверена, инерция действует и наоборот )))

Но без определенной степени апокалипсиса в своей жизни никто не станет вдруг менять тенденцию.

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-05-23 07:57 am UTC (link)
Да-да, мы раскручиваем маховик тенденции, она превращается в систему, и для того, чтобы остановить этот маховик, усилий понадобится столько же, сколько их ушло на то, чтобы его раскрутить. А "определенную степень апокалипсиса" мы замечаем тогда, когда понимаем, что уже ничего не можем контролировать в своей жизни. И хорошо, если к этому моменту мы еще люди. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]stara_evrejka, 2006-05-23 08:14 am UTC
(no subject) - [info]omtatsat, 2006-05-23 08:05 am UTC
(no subject) - [info]there_isnospoon, 2006-05-23 08:08 am UTC
(no subject) - [info]stara_evrejka, 2006-05-23 08:17 am UTC
(no subject) - [info]there_isnospoon, 2006-05-23 08:20 am UTC
(no subject) - [info]stara_evrejka, 2006-05-23 08:26 am UTC
(no subject) - [info]there_isnospoon, 2006-05-23 08:28 am UTC
(no subject) - [info]stara_evrejka, 2006-05-23 08:32 am UTC
(no subject) - [info]there_isnospoon, 2006-05-23 08:39 am UTC
(no subject) - [info]stara_evrejka, 2006-05-23 09:06 am UTC
(no subject) - [info]there_isnospoon, 2006-05-23 09:08 am UTC
(no subject) - [info]stara_evrejka, 2006-05-23 09:13 am UTC
(no subject) - [info]there_isnospoon, 2006-05-23 09:19 am UTC
(no subject) - [info]stara_evrejka, 2006-05-23 09:22 am UTC
(no subject) - [info]there_isnospoon, 2006-05-23 09:24 am UTC
(no subject) - [info]stara_evrejka, 2006-05-23 09:28 am UTC
(no subject) - [info]kriminalist, 2006-05-23 09:42 am UTC

[info]itiki
2006-05-23 07:58 am UTC (link)
Спасибо, очень актуально. :))

"В общем, пока известно, что нужно делать - нужно брать и делать, а то неизвестно еще, когда будет известно в следующий раз."
Я тоже приходила примерно к такому выводу. :))

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-05-23 07:59 am UTC (link)
Пожалуйста, не уходите от него далеко. :)

Спасибо.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]itiki, 2006-05-23 08:03 am UTC

[info]shved_
2006-05-23 08:18 am UTC (link)
Спун, то что ты говоришь - воистину офигительно! Неплохо для трехлетнего, о учитель! =)))

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-05-23 08:47 am UTC (link)
Так это не я говорю, это говорят те, у кого я учусь, а им сказали те, у кого учились они, и вся эта цепочка учителей восходит непосредственно к тому, кто знает абсолютно всё и сам является Абсолютной Истиной. :)

Моя роль во всем этом минимальна. Я только не очень активно сопротивляюсь в качестве инструмента. :)

Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]striptiz_dushi
2006-05-23 08:22 am UTC (link)
Все не читала, но мысль разделяю.

Зачем так привязываться к словам? к идеям? "Тенденция" - всего лишь слово.

Я думаю, все так: чем чаще мы что-то делаем, тем больше вероятность, что мы будем делать это еще чаще, потому что каждое действие и особенно способ принятия решения оставляет след в нашей душе, мыслях.

В некотором роде образуется искушение сделать снова то же самое, "а вдруг, что-то хорошее там есть, в этой помойке?"
Но все получается как обычно.

Важно выбирать, не наступать на грабли.

Вот чтение ЖЖ - это такой же сериал, во многих случаях. И тут мы выбираем, что читать. К примеру, я не иду читать сообщество "мужики-козлы". Потому что я знаю, что там нет алмазов глубокой красоты, зато помоев предостаточно.

Про сериалы я пишу регулярно :) там много грязи, криков, люди, которые это смотрят, учатся только шантажу и сюсю в общении, никакой нагрузки красоты сериалы часто не несут. Но так ведь и любой современный фильм! Голливудские фильмы вообще - циничные, они лучше разве?

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-05-23 08:53 am UTC (link)
Любое другое слово, которым вы назовете то, о чем хотите сказать - тоже всего лишь слово.
Вы говорите "чем чаще мы что-то делаем, тем больше вероятность, что мы будем делать это еще чаще, потому что каждое действие и особенно способ принятия решения оставляет след в нашей душе, мыслях". Я говорю: "повторяющиеся действия создают тенденцию". Вы сказали тридцать слов, а я - четыре, хотя речь об одном и том же. :)

Спасибо, что прочитали.

(Reply to this) (Parent)


[info]segen
2006-05-23 08:40 am UTC (link)
Послушай, метафоры - обалденные. По сути - в точку.
Ты ведь не смотришь телевизор? И я не смотрю.
И не смотрели люди его тогда, когда не было телевизоров. Тем не менее, отлекались. И ещё как отвлекались. Подчас сильней и отчаянней, чем сегодня, сейчас. А вот представь на мгновение... Телевизор, а в нём выступает... кто-то... с павлиньим пером в волосах и флейтой в руках. Просто играет на флейте или пасет коров. Такой сериал. Простой. Ведь классно. Скажи, а?
Ты нет подвоха в моих словах.
Но ты ведь так и не слушал притчи, верно? ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-05-23 09:25 am UTC (link)
Нет, не слушал.
У меня есть что послушать сейчас. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]segen, 2006-05-23 09:40 am UTC

[info]vasilisa
2006-05-23 08:53 am UTC (link)
да, и "мудрости, отличить одно от другого"..

(Reply to this)


[info]miracle_to_come
2006-05-23 09:09 am UTC (link)
Мысли за сегодня пересекаются.. немного разные и по разному выражены, но выводы во многом схожи.
Спасибо!!

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-05-23 09:11 am UTC (link)
Взаимно. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]gingerat
2006-05-23 09:10 am UTC (link)
С телевизором все понятно. А что с книгами?

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-05-23 09:12 am UTC (link)
Книги разные бывают. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]_dza_dza_
2006-05-23 09:25 am UTC (link)
Опасные, однако, тенденции..
*задумалась*

(Reply to this)


[info]meiterlink
2006-05-23 09:31 am UTC (link)
Что-то вдруг вспомнил
http://meiterlink.livejournal.com/33740.html?replyto=845516

Хорошие были времена. А сейчас ты по уши в майе. Очень жаль.
Покапока.

(Reply to this)

Два комента
[info]mykolka_nikolka
2006-05-23 10:37 am UTC (link)
Первый, так это мы сразу в фавриты, особенно Х О Р О Ш О даже КЛАССНО про ТЕНДНЕЦИЮ ух, прям чувсивуется прочувствованная систематизированная уже мысля ) Пасиб вам!

(Reply to this) (Thread)

Два комента ))
[info]mykolka_nikolka
2006-05-23 10:39 am UTC (link)
По поводу второй части:

"....А если будешь туп как дерево, то станешь баобабом
и будешь баобабом тыщу лет пока помрешь....."
(В. Высоцкий)

(Reply to this) (Parent)

Re: Два комента - [info]there_isnospoon, 2006-05-23 10:41 am UTC

[info]mykolka_nikolka
2006-05-23 11:11 am UTC (link)
А если я умею создавать тенденции пересекающиеся и могу уходить то в одну то в другую пробуя и увлекаясь всем. И пока еще контролирую эти потоки, то как тогда? Смело, но так я сейчас ощущаю.

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-05-23 11:16 am UTC (link)
Это иллюзия - что мы что-то можем создавать и контролировать.
Мы лишь реагируем на внешние раздражители и либо принимаем предлагаемое ими направление движения, либо отвергаем. Если мы мечемся из стороны в сторону, то, скорее всего, просто стоим на месте и теряем драгоценное время.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]mykolka_nikolka, 2006-05-23 01:41 pm UTC

[info]sv4
2006-05-23 06:28 pm UTC (link)
да, не бывает в жизни просто шагов и просто поступков..)))

а пост замечательный, спасибо!

(Reply to this)


[info]nit4y
2006-05-23 08:10 pm UTC (link)
спасибо вам! всегда с удовольствием читаю ваш дневник!

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-05-24 02:54 am UTC (link)
Большое спасибо! :)

(Reply to this) (Parent)


[info]queenage
2006-05-23 08:27 pm UTC (link)
Очень хорошо ты рассуждаешь о тенденциях. Все это верно. Только об одном думаю: разве не вся моя или твоя жизнь основана на тенденциях?;) вся жизнь основана на повторениях, вся история основана на повторениях. "избавившись" от одной приобретаем вторую. а в погоне за "избавлением" приобретаем еще одну идею "избавиться от тенденций". чтобы этого не произошло, необходимо просто поддерживать в себе это чувство игры: игрушек много, нужно просто их почаще менять. Сознание Кришны еще одна тенденция, вся религия сплошняком состоит из этих концепций, традиций и тенденций. Умничать по этому поводу можно много, только вот зачем ?))) Играй во что хочешь, только меняй почаще игрушки.

(Reply to this)


[info]seycom
2006-05-23 10:51 pm UTC (link)
:)
Прямо таки заряд в мою задницу. :)
Спасибо. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-05-24 02:55 am UTC (link)
Извини, пожалуйста, я нарочно :)

(Reply to this) (Parent)


[info]akraievoy
2006-05-24 07:59 am UTC (link)
Некоторые могут из любого слова сделать притчу, это я уже понял.
Но букв, конечно, много получилось - с трудом осилил.
:)

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-05-24 08:00 am UTC (link)
Я тоже. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]nit4y
2006-05-28 08:46 pm UTC (link)
недавно тоже говорили о тенденциях. Особенно про тенденцию к греху, которая есть в каждом. Вобщем, идея заменить неправильную тенденцию правильной =)

(Reply to this)


[info]odnozubr
2006-06-01 10:54 pm UTC (link)
напомнило чуть менее развернутое:)
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-06-02 03:08 am UTC (link)
Хорошо :)

(Reply to this) (Parent)


[info]liudmila_e
2006-06-02 07:51 pm UTC (link)
Так жалко времени, которое было потеряно за просмотром телевизора. Горько, что время это уже не вернешь. Я отдавала телевизор, продавала его, отрезала у него вилку, чтобы было невозможно вставить в розетку. Но дело не в нем, а во мне, в моей способности заставлять душу делать настоящее полезное для неё дело. И когда это дело будет приносить радость душе, тогда и телевизор будет не нужен.

(Reply to this)


[info]3seven
2006-06-14 04:59 pm UTC (link)
Здравствуйте. Я заранее извиняюсь за вопрос, может уже это здесь освещалось.
Вот вы ведь живете в материальной жизни? Да? :) Можно узнать, что Вы делаете в этом телевизоре? Чем зарабатываете, что изучаете?
Я конечно понимаю, что это все связано с жизнью духовной и, насколько я понимаю, материальные процессы Вами описываются именно с духовной точки зрения, если так можно выразиться. И что-то материальное Вы делаете исходя из Вашей веры, если говорить коротко.
Так вот мне интересно, Вы вообще все объясняете для себя "духовными побуждениями"? Или все-таки есть вести чисто материальные? Все ли, что Вы хотите сделать и делаете, идет "от духовного начала"?
Мне все Ваши записи понятны и я их разделяю практически на 110 процентов. Но нельзя как-то обойтись без Бога? Нельзя например верить просто, скажем, в добро?
И, если не трудно, зачем вообще делать много материальных вещей и деяний, которые не несут добра? Зачем заставлять себя что-то изучать, чем-то увлекаться? Как объяснить себе самому, что это нужно, если это напрямую не несет добра, пользы? Попытаться найти это добро?...

Спасибо заранее, если ответите хотя бы на что-нибудь :))

(Reply to this) (Thread)


[info]there_isnospoon
2006-06-16 03:00 pm UTC (link)
В этом телевизоре я пишу некоторые слова - потому что надеюсь таким образом помочь кому-нибудь задуматься о важных вещах, как в свое время в этом помогли мне. Ничем не зарабатываю, т.к. я полностью виртуальный персонаж. :)

Материальное одухотворяется, если использовать плоды материальной деятельности в служении Богу. Так говорит сам Кришна в Бхагавад-Гите.

Я стараюсь этому следовать.

А почему вы хотите как-то обойтись без Бога?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]3seven, 2006-06-16 03:10 pm UTC
(no subject) - [info]there_isnospoon, 2006-06-16 03:29 pm UTC
(no subject) - [info]3seven, 2006-06-16 03:41 pm UTC
(no subject) - [info]there_isnospoon, 2006-06-16 03:49 pm UTC
(no subject) - [info]3seven, 2006-06-16 03:58 pm UTC
(no subject) - [info]there_isnospoon, 2006-06-16 04:12 pm UTC
(no subject) - [info]3seven, 2006-06-16 04:20 pm UTC
(no subject) - [info]there_isnospoon, 2006-06-16 04:25 pm UTC

[info]glukas
2006-09-27 10:14 am UTC (link)
)

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…